Всем известен образ интеллигентного человека, но не всем известны моменты того созерцания, с которого начинается путь интеллигентного человека. А таких момента два это чувство и ощущение. Если чувство в основном это внутреннее переживание, силу чувства можно наблюдать в обширном достоянии искусства. То ощущения являются внешним условием развития разума интеллигенции.
Такими внешними условиями ощущения являются органы чувств, которые отвечают за осязание, зрение, слух, обоняние, вкус. В этих явлениях содержаться уникальные способности человеческого тела созерцать весь спектр окружающего нас мира.
Так, например осязание вообще охватывает два момента нашего мира, такие как материальное и идеальное. В осязании мы противодействуем миру в полной мере.
Зрение же представляет собой идеальное явление на поверхности материи света. Основа зрения это свет, условия зрения это цвет.
Особенностью же ощущения является слух. Материальное тело, издающее звук является идеальным моментом. Этот звук, исходящий от тела не указывает прямо на предмет, как это существует в зрении, когда мы видим тело непосредственно. Слух лишь опосредует тело, и поэтому существуют галлюцинации.
Обоняние и вкус представляют собой единичное. Всеобщее мира здесь не является устойчивой, самостоятельной формой противодействия, каковое можно наблюдать при сохранении взаимодействия двух тел, каковое мы наблюдаем при осязании. Обоняние имеет дело с испарением тела. Вкус же имеет дело с поглощением тела.
Таковы внешние условия ощущения для созерцания мира. Здесь мы ещё не наблюдаем форму разума, но должны уяснить себе, что ощущающий нами объект, его содержание не отличается от наших субъективных ощущений. Мы своими ощущениями выносим наружу объект, но он полностью соответствует нашему внутреннему ощущению.