Монархия (царизм). Наилучшая форма государственной власти по Платону.

Elena_iz_derevny avatar   
Elena_iz_derevny

Платон как автор трактата ”Государство”, дошедший до нас лишь отдельными частями, насчитал три ступени, по которым общество спускается вниз с соответствующими формами правления на них, после чего по ним же поднимается вверх. Хотя существует еще одна ступень, она названа Платоном седьмой.

Первая высшая форма - монархия.

Монархия, скрепленная благими предписаниями, которые мы называем законами,— вид, наилучший из всех шести; лишенная же законов, она наиболее тягостна и трудна для жизни [8].

Из неё Платон выделил две взаимно противоположные по способу управления: царскую власть (сведущее правление) и тиранию (власть узурпатора).

Если подлинно знающий человек правит единолично, то имя ему непременно будет «царь», и никакое иное. Однако если такой единоличный правитель, не считаясь ни с законами, ни с обычаем, делает вид, что он знаток, и потому вопреки предписаниям хочет направить все к лучшему, а на самом деле руководствуется в этом своём подражании заблуждением или же страстью, такого — именовать тираном [8].

Что касается царской власти у Платона, то у него царское управление классифицируется как НЕКОЕ знание, сведущее правление. В своих диалогах очень уважительно и с глубочайшим почтением он говорит об этой форме, называя её ОСОБЫМ знанием. В идеальном варианте она стоит выше всех форм, а её представители оцениваются лишь по уровню обладания тайными знаниями, и никак не по их материальному достатку, так как он для них не есть важным показателем. В связи с тем, что в земном мире нашей эпохи в силу ряда причин царями они не становятся. Однако понятие царь широко используется в социуме. Сегодня у многих граждан планеты появилось убеждение в том, что царями становятся те, кто несправедливо властвует над другими. Однако по Платону это вовсе не так. Доводы мы представим ниже. И хотя великий философ признаёт отсутствие людей даже в его время, которых можно назвать истинно царственными, всё же он даёт рекомендации претендующим называться царями.

Мы должны наречь царем того, кто обладает царским знанием,— правит ли он на самом деле или нет. Законодательство — это часть царского искусства; однако прекраснее всего, когда сила не у законов, а в руках царственного мужа, обладающего разумом.Если бы кто-то и был в состоянии из тех, кто действительно получил в удел царственное познание, то едва ли он пожелал бы, записывая эти пресловутые законы, сам наложить на себя оковы. И если вообще существует царское искусство, то ни множество богатых людей, ни весь народ в целом не в состоянии овладеть этим знанием. Государства, коль скоро они хотят по мере сил хорошо подражать подлинному государственному устройству — тому, при котором искусно правит один человек,—ни при каких условиях не должны нарушать принятые в них писаные законы и отечественные обычаи [8]. Когда же один кто-нибудь управляет согласно законам, подражая сведущему правителю, мы называем его царем, не отличая по имени того, кто единолично правит, руководствуясь знанием, от того, кто тоже правит один, но руководствуется мнением и законами. Такой монарх должен стремиться и быть в состоянии управлять добродетельно и со знанием дела, справедливо и честно уделяя каждому по делам его [8].

Империя есть НЕЧТО с "царем царей" во главе, которое объединяет многие государства в едином организме. Все органы хоть и связаны по некоторым параметрам, но обладают большими степенями свободы. Аналогия – внутренние органы человека. Империя всегда уравновешивает народы объединившихся государств, так как устанавливает тесные связи между ними и образовывает всевозможные ресурсные переплетения между государствами, образовавшими единую империю.

Империи, основанные по царским (которые не от простых людей, а СВЕДУЩИХ) законам —долгожительницы, так как такая империя - это община, подобная ЕДИНОМУ БРАТСТВУ, к построению которого должно со временеи придти всё человечество. Единственное абсолютное ОГРАНИЧЕНИЕ для такой ЦАРСКОЙ в божественном смысле подобной небесной империи – предательство. Именно служит причиной падения империи.

Именно потому оно возникает, что со временем, насытившись благоденствием и начав находить в нём изъяны, люди с главенствующим у них низшим эго вот уже тысячи тысяч лет всегда начинают одно и то же. Мол монарх бесчестит, убивает и причиняет зло любому, кому вздумает. И по мере роста их недовольства (оправданного и неоправданного) государственная монархическая власть приходит в упадок и постепенно переходит от власти одного человека, то есть монарха, к власти небольшой группы людей, заявляющих (ложно или не ложно) о своей праведности. Вначале к рулю управления приходят аристократы. Очень быстро, по мере деградации общества, власть захватывают амбициозные тимократы. Но и они, в свою очередь, вытесняются богатыми. Так власть становится олигархической. Скатывание от лучшего к худшему по Платону происходит вне зависимости от желаний людей. Оно всего лишь возникает из-за несовершенства в этих людях этических, моральных и нравственных принципов. Именно поэтому одна форма правления государством со временем переходит в другую.

Платон считал все виды общественного устройства ниже царского или аристократического (идеального государства), порочными, тем не менее одни могут быть лучше, другие хуже. Если посмотреть на историю стран Европы и Азии прошлых веков, то всё разнообразие государственного устройства в этих странах не будет выходить за рамки разных форм диктатуры (тирании), диктата и олигархии, их различных комбинаций с национальными, религиозными и культурными отличиями. Религиозные формы диктатуры также имели место. И культура может иметь большое влияние на государственное устройство, а не быть лишь надстройкой. Форма ограниченной царской власти может быть и при том, что сейчас называют демократией, а на самом деле может представлять собой государство олигархического вида с царем во главе, лично находящемся на ступени выше олигархии. И общество вправе перейти к непосредственно царской власти, поскольку это лучшая форма власти при условии наличия достойного руководителя.

Вторая высшая форма названа Платоном как власть меньшинства или владычество немногих. Эта форма как и в предыдущем случае из-за разного отношения к соблюдению законности делится на две: аристократия как правление мудрейших и олигархия как власть богатых (сюда же тимократия – как власть амбициозных).

Когда наилучшему государственному устройству подражают богатые, мы называем такое государственное устройство аристократией; когда же они не считаются с законами, это будет уже олигархия [8]. Надо также отличать участников всех этих правлений от сведущего правителя (имеется ввиду монарха), ибо они не государственные деятели, а нарушители порядка, защитники величайших химер; да и сами они всего лишь химеры, завзятые подражатели и шарлатаны и потому — величайшие софисты среди софистов. Это будет у нас совсем словно драма: мы видим шумную ораву кентавров и сатиров, которую необходимо отстранить от искусства государственного правления [8].

Третьей в нисходящем порядке следует власть большинства - демократия как доведенный до логического конца либерализм. Демократия поделена на два вида: управление согласованное и согласное с законами и второе - противозаконное. В обществе демократов тирания есть результатом хаоса, возникшего из-за либерализма. Это власть узурпатора, стремящегося к личной, а не общественной выгоде.

Что касается власти большинства, то раньше мы ее назвали односложным именем демократии, теперь же и ее надо расчленить надвое. Точно так же, как остальные, несмотря на то что пока для нее не существует второго имени. Но и при ней, как при других видах государственной власти, бывает управление согласное с законами и противозаконное. Законность и противозаконие образуют деление надвое в каждом из этих последних [8]. Что касается этого последнего управления, то оно во всех отношениях слабо и в сравнении с остальными не способно ни на большое добро, ни на большое зло: ведь власть при нем поделена между многими,каждый из которых имеет ее ничтожную толику.Потому-то,если все виды государственного устройства основаны на законности, этот вид оказывается наихудшим; если же все они беззаконны, он оказывается наилучшим; дело в том, что, если при всех них царит распущенность, демократический образ жизни торжествует победу; если же всюду царит порядок, то жизнь при демократии оказывается наихудшей [8].

Если мы разделим каждую из трех форм управлений надвое, у нас получится шесть видов, правильное же государственное правление будет стоять особняком и будет седьмым по счету [8]. Особое внимание просим обратить внимание на существование седьмой формы государственного управления, которую обозначил для нашего восприятия Платон. Она седьмая по его шкале и стоит совершенно отдельно. Посвященный философ не рассказывает понятно о том, как именно проявляется эта форма управления и какие люди её представляют, однако хотелось бы подвести читателя к месту, где спрятан ответ на этот вопрос.

Жизнь при демократии оказывается наихудшей, а наилучшей,— при монархии, если не считать седьмой вид:его-то следует, как БОГА от людей, отличать от ВСЕХ ПРОЧИХ видов правления [8]. Оно и есть царское правление, по большому счету, но так как людей, достойных по праву называться царями нет, то ими пока становятся те, кто старается следовать сведущему правлению.

Мы уже говорили, что царское правление есть НЕКОЕ знание. Но мы выбрали его не из всех вообще знаний, но выделили уменье судить и повелевать. А уменье повелевать мы разделили на повелевание неодушевленными видами и одушевленными существами, не упустив из виду знания, хоть и не можем его достаточно точно определить. Итак, мы понимаем теперь, что определяющей границей тут будетне количество правителей — много их или мало, не насилие или добрая воля, а также не бедность или богатство, но НЕКОЕ знание,— если только мы хотим следовать тому, что было сказано раньше. Значит, необходимо рассмотреть это теперь следующим образом: в каком из упомянутых нами государственных устройств кроется уменье управлять людьми? Ведь это одно из сложнейших и самых труднодостижимых умений. Его надо понять для того, чтобы знать, кого следует убрать от разумного государя из тех, кто делает вид, что они политики, и убеждает в этом многих, на самом же деле вовсе не таковы.Неужели можно полагать, что большинство людей в государстве может обладать этим знанием? Мы должны наречь царём того, кто обладает царским знанием,— правит ли он на самом деле или нет. Согласно этому, хорошее правление, если только оно бывает, следует искать у одного, двоих или во всяком случае немногих людей [8].

Один, два или несколько людей в главном управлении. То есть по Платону монархия - лучшая форма правления в идеальном государстве. Исходя из этого становится понятным, что в каком бы историческом периоде не возникала элита, если она заботится о государстве как об идеальном обществе, основанном на духовных ценностях, её высшей задачей становится сохранение и передача знаний грядущим поколениям основ монархического строя (как близкого царственно-божественному).Ведь монархия утверждая строгую вертикаль власти, и всецело подчиняясь иерархии, есть наилучшей формой власти по Платону, так как утверждает жизнь своего государства по царским НЕБЕСНЫМ законам, и зиждется на основах ВЫСШИХ знаний.

Платон определил эту задачу ниже следующим образом.

Коль скоро в городах не рождается царь, тотчас же выделяющийся среди других своими телесными и душевными свойствами, надо, сойдясь всем вместе, писать постановления, стараясь идти по следам самого истинного государственного устройства [8]. Истинный для Платона - монархический.

Искусное мореплавание допускает только одну пару рук на штурвале и не может быть отдано на суд толпы. И если вообще существует царское искусство, то ни множество богатых людей, ни весь народ в целом не в состоянии овладеть этим знанием [8].
Комментариев нет