В интернете становится довольно популярной темой разбор ошибок Ленина и Сталина, освещаемая например Марком Соркиным. Так, человеку не сведущему в философии может показаться довольно умным такая формулировка проблемы: будто ошибок-то не было, а была политическая целесообразность, необходимая в тех конкретных исторических условиях!
Однако образованному человеку понятно, такая формулировка проблемы есть эклектика. Целесообразность не есть необходимость. Политическая целесообразность есть принципиальность, не выраженная в понятии свободы.
Нет, и не может быть таких конкретных исторических условий, в которые был бы поставлен человек, чтобы он мог променять неосознанную целесообразность, принципиальность на осознанную необходимость свободы.
Ставить человека в рамки принципиальности, с одной стороны и свободы с другой - есть противоречие, которое разрешается только борьбой с одной стороны принципиальности, с другой свободы.
Если свобода не ставит своих оснований, значит, она принимает условия принципа. Таким образом, перед свободой стоит один путь или она продолжает борьбу на своих основаниях и выживает или отвергает свои основания и, предаваясь целесообразной условности погибает.
Чтобы предаваться целесообразной чувственности - нужно быть далеко не интеллигентным человеком. Увидеть неинтеллигентного человека можно в его суетности, в его принципиальном мелочном копании, хотя и целесообразном - своём интересе. Человека же интеллигентного можно заметить по его стремлению знать предмет, в стремлении этого человека не только к своей, но и всеобщей свободе.
В отличие от Сталина Ленин был образованным интеллигентным человеком. А необходимость того, чтобы делегаты, депутаты и органы советов на местах пополнялись интеллигентными людьми, есть осознание дела коммунистов. Такую необходимость Сталин променял на принципиальность, тем самым целесообразно отменил демократическую свободу отзыва делегатов, депутатов, советских органов.
Комментариев нет